?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Мы для России, Россия для нас!
bombay1970
bombay1970
Как Запад (и остальные страны) разбогатели.


Почему мир внезапно разбогател в последние двести лет, объясняет Дирдре Макклоски — профессор экономики и истории Иллинойского университета, автор книги Bourgeois Equality: How Ideas, Not Capital or Institutions, Enriched the World.

Почему мы такие богатые? Средний американец зарабатывает $130 в день, средний китаец (с поправкой на покупательную способность) — $20 в день, средний индиец — $10 в день. Несколько десятилетий назад типичный житель Китая или Индии зарабатывал лишь по $1 в день, так что через несколько поколений и они станут богатыми.

Когда я говорю «мы богатые», я имею в виду большинство стран мира — за некоторыми печальными исключениями. Два века назад средний доход на человека в мире в сегодняшних ценах составлял около $3 в день. Так было еще с пещерных времен. Сегодня это $33 в день — нынешний уровень Бразилии и уровень США в 1940 году. За двести лет средний уровень дохода на человека — даже учитывая такие страны, как Чад и Северная Корея, — вырос в десять раз. Это поразительно. А в странах, которые активно меняли свою экономику и участвовали в международной торговле, таких как США, Швеция и Япония, он вырос в тридцать раз.

И это еще без учета материального прогресса — радикального улучшения доступных благ и услуг, от ассортимента товаров в супермаркетах до лекарств и сложных медицинских операций. Процесс «Великого обогащения» последних двухсот лет уникален. В истории, конечно, случалось удвоение дохода, и довольно часто — в древней Греции и Риме, в Китае эпохи династии Сун, в Индии Великих Моголов. Но вскоре эти народы возвращались к прежнему нищенскому доходу (примерно соответствующем сегодняшнему Афганистану). Революционные улучшения — на 10000% — были немыслимы.

Что же случилось?

Обычно даются идеологические объяснения. Левые, начиная с Маркса, говорят об эксплуатации. Капиталисты присваивали избыточный продукт, созданный рабочими, и инвестировали его в свои сатанинские заводы. Правые, начиная с Адама Смита, говорили о сбережениях. Покойный нобелевский лауреат Дуглас Норт считал (и теперь это официальная позиция Всемирного банка), что истинный секрет — в институтах. Но дело не только в этом. Капитал и верховенство закона, конечно, необходимы, но столь же необходимы трудовые ресурсы, вода и течение времени.

Капитал смог стать продуктивным благодаря идеям усовершенствования — идеям, которые воплощают в жизнь хоть сельский плотник, хоть мальчик-телеграфист, хоть компьютерный гений из Сиэтла. Как пишет Мэтт Ридли в книге «Рациональный оптимист», в последние двести лет случилось вот что: «Идеи начали заниматься сексом». Идея железной дороги — это скрещивание идеи парового двигателя с идеей машины, двигающейся по рельсам. Идея газонокосилки — это маленький бензиновый двигатель плюс маленькая механическая коса. И так далее.

В вашей комнате прямо сейчас — сотни идей, возникших после 1800 года: электричество, центральное отопление и кондиционирование, машинным способом произведенный ковер, большие окна. Или возьмите ваш человеческий капитал, сформированный во время учебы, или здоровье вашей собаки благодаря визитам к ветеринару. И как только появлялись эти идеи, их реализация была уже сравнительно простым делом — потому что они были очевидно прибыльными.

Если бы для богатства было достаточно накопления капитала или строгих законов, то Великое обогащение случилось бы в Месопотамии в 2000 году до н.э., в 100 году в Риме или в 800 году в Багдаде. До 1500, а то и до 1700 года Китай был самой технологически продвинутой страной мира. Китайцы изобрели шлюзы для водных каналов за несколько столетий до Запада, и сами их каналы были гораздо длиннее, чем в Европе. Зона свободной торговли и законодательная защита в Китае охватывали куда большие территории, чем европейские государства, которые постоянно ссорились и вводили друг против друга торговые барьеры. Но именно в северо-западной Европе, а не в Китае, произошла промышленная революция и затем наступило Великое обогащение.

Почему же идеи внезапно начали заниматься сексом именно там и именно тогда? Почему все это началось в Голландии примерно в 1600 году, потом в Англии в 1700 году, потом в североамериканских колониях и Шотландии, потом в Бельгии, Франции и Германии?

Ответ — «свобода». Освобожденные люди весьма изобретательны. Рабы, крепостные, подавляемые женщины, люди, вмерзшие в аристократическую или бюрократическую иерархию, лишены такой изобретательности. Ввиду определенных событий в европейской политике — а вовсе не ввиду особой природы жителей Европы, — все больше европейцев получали свободу. Еще одна связанная с этим концепция — равенство. Это не равенство доходов, о котором говорили Руссо или Тома Пикетти. Это равенство, о котором говорили Давид Юм и Адам Смит — равенство перед законом и равенство социального достоинства. Именно оно придает людям смелость, чтобы самостоятельно искать способы улучшения.

Не все были рады таким переменам и стоящим за ними идеям. В XVIII веке либералы вроде Вольтера и Бенджамина Франклина отважно добивались свободы торговли. Но в 1830-х и 1840-х дети тех буржуа, которые обогатились за счет этих либеральных идей, смотрели на них с презрением и выступали за активное использование государственной монополии на насилие, чтобы создать ту или иную утопию. Правые интеллектуалы с тоской говорили о воображаемом Средневековье, в котором не было этой вульгарной торговли — золотой век, где правила иерархия. Такое консервативное и романтичное представление о прошлом соответствовало положению этих людей в классовой структуре. В конце XIX века, под влиянием развивающейся науки, правые использовали идеи социального дарвинизма и евгеники, чтобы принизить ценность и достоинство обычных людей и поставить некую национальную миссию выше любого индивида. На этой основе делались выводы о необходимости колониализма, принудительной стерилизации и об очистительной силе войны.

Другая группа интеллектуалов — на левом фланге — выработала нелиберальную идею о том, что идеи не имеют значения. Они доказывали, что прогресс диктуется неумолимым ходом истории, которому помогают протесты, забастовки и революции, направленные против буржуазии. Позднее социалисты предлагали уничтожить буржуазные монополии путем регулирования, центрального планирования или коллективизации — создания одной большой монополии под названием «государство».

И пока интеллигенция занимала себя этими рассуждениями, коммерческая буржуазия строила современный мир и воплощала в жизнь Великое обогащение. Оно кардинально улучшило нашу жизнь, доказав, что и социальный дарвинизм, и марксизм ошибались. Якобы низшие расы и классы оказались вовсе не таковыми. Пролетариат ждали не нищета и страдания, а обогащение. Обычные мужчины и женщины вовсе не нуждались в руководящих указаниях сверху и оказались необычайно креативными.

Великое обогащение — важнейшее событие в истории с момента одомашнивания лошадей и начала земледелия. И его двигателем была идеология классического либерализма. Великое обогащение перезапустило историю. Оно положит конец бедности — и для значительной части человечества это уже произошло. Индия и Китай, принявшие некоторые принципы экономического либерализма, добились стремительного роста. Бразилия, Россия, ЮАР, не говоря уже о Евросоюзе, во многом опирающиеся на планирование, протекционизм, выравнивание условий, стагнировали.

Какая политика поможет этой революции? Как можно меньше вмешательства — но конечно, в разумных пределах. Адам Смит говорил, что это величайшая дерзость со стороны королей и министров — полагать, что они могут надзирать за экономикой частных индивидов. Разумеется, мы можем обложить себя налогами, чтобы помочь бедным. Смит и сам помогал бедным. Либерализм рекомендует такое поведение. Но тем не менее, 95% обогащения, случившегося с 1800 года, произошло не в силу благотворительности, а благодаря более продуктивной экономике.

Оригинал статьи

Tags: , ,

Leave a comment
promo bombay1970 december 20, 2015 07:07 311
Buy for 30 tokens
Я не перестаю утверждать, что коммунизм это рабство. Многие, особенно сторонники коммунизма удивляются – почему? Ведь в их фантазиях это идеальный мир без насилия и эксплуатации, мир справедливости и братства. Но это только теоретические рассуждения, такая заманчивая реклама, для наивных и…